Самосохранение —> См. Привязанность
«Младенец, такого не бывает…», «нет такой вещи, как младенец». Посредством лапидарной провокации Винникотт подчеркивает очевидное: сохранение жизни вначале жизни есть не что иное, как самосохранение. Для того чтобы родиться, жить и выжить, в том числе психически, требуется участие, по меньшей мере, двоих. Довольно длительное время психоанализ ограничивался тем, что сводил первостепенную нужду лишь к голоду и жажде. Психоанализ тогда был далек от учета потребности в теплых отношениях, защите, безопасности, нежности…
Сенсорный обмен (улыбка, плач, вокализы) новорожденного с объектом его привязанности, обычно матери, многочисленны и интерактивны. Трехдневный младенец способен различать голоса и повернуть голову к уже знакомому лицу и к лицу того, кого он предпочитает. Это раннее проявление способностей, это открытие к первым объектам отнюдь не обеспечивает младенцу быстрого обретения самостоятельности, наоборот, делает его еще более зависимым от окружающей среды. Когда инстинкты обеспечивают равновесие одного и другого, жизнь продолжает свой курс, с той разницей, что человек не является лишь каким-то приматом.
Депрессивная, непредсказуемая (то вторгающаяся, то равнодушная), враждебная, переполненная и переполняющая (чувственностью или вниманием и заботой) мать… вот где коренится будущая неустойчивая психическая жизнь. Из-за какой-нибудь нехватки, недостаточности материнского ухода в Я*ребенка остаются следы и последствия: хрупкость, трещины, раны… Если они бессознательные, они таковы не потому, что неприемлемы, подобно вытесненному, а потому, что не были репарированы, преобразованы, распознаны, признаны. Ибо они находятся в конфронтации, если пациент borderline, а психоанализ подобен акушерству: помогает родиться, наконец! Для того, чтобы изменить жизнь, ее необходимо прежде всего иметь.
Природа не терпит пустоты, она ее боится, также и новорожденный. Он обнаруживает гравитацию и holding сразу после рождения. Если его плохо носят (плохо держат, «mal porté»), психически плохо чувствуют, что-то в нем ломается, рушится. «Первая любовь идет снизу»(Винникотт). Грудной младенец – существо «носимое по воздуху», некоторые фобии полета ясно доказывают это, особенно когда диван/кушетка* носит пациента недостаточно, дефицитарно, превращая диван в кровать упреков и страдания.
Для того, чтобы можно было сесть на самолет (или начать анализ), не испытывая никакой другой тревоги, кроме легкого беспокойства, чтобы предаваться а fortiori сну во время полета, без снотворных и без виски, следует довериться полностью внутри себя тому, кто тебя носит.
Жак Андре «100 популярных концептов психоанализа»