Скорбь, или немного о работе горя

Фрейд подчеркнул, что острую болезненность работе
скорби придает именно необходимость выдержать реальность утраты
. В этом процессе каждое воспоминание, связанное  с утраченным, всплывает вновь и вновь и подвергается проверке реальностью, пока постепенно утрата не будет признана в полном объеме.

«Проверка реальностью показала, что любимого объекта больше не существует, и теперь требуется отвлечь все либидо от связей с этим объектом… По каждому отдельному воспоминанию и по каждой ситуации ожидания, свидетельствующим о том, что либидо привязано к утраченному объекту, реальность выносит свой вердикт: объект больше не существует, а Эго, словно поставленное перед вопросом, хочет ли оно разделить эту участь, благодаря сумме нарциссических удовлетворений решает «остаться в живых» и расторгнуть свою связь с пропавшим объектом».

Если этот процесс протекает успешно, он ведет к признанию утраты и вытекающему отсюда психологическому обогащению скорбящего.

Если описывать процесс скорби достаточно подробно, то в нем можно заметить две стадии, соответствующие двум фазам депрессивной позиции:

Страх утраты объекта < = = = = >  Переживание утраты объекта

Сначала, на ранних фазах скорби, пациент пытается отрицать утрату, стремясь к обладанию объектом и его сохранению, и одним из способов сделать это является идентификация с объектом. Скорбящий отказывается от всех интересов, за исключением тех, что связаны с утраченным человеком, и такое сужение внимания служит задаче отрицания раздельности и доказательства того, что судьбы субъекта и объекта неразрывно переплетены. В результате идентификации с объектом скорбящий верит, что, если умрет объект, ему придется умереть вместе с ним и, наоборот, если скорбящему надлежит выжить, то и реальность утраты объекта должна отрицаться.

Эта ситуация зачастую представляет некий парадокс, поскольку скорбящий так или иначе вынужден позволить объекту удалиться, даже будучи уверенным, что он сам не переживет эту утрату. Работа скорби включает в себя столкновение с этим парадоксом и связанным с ним отчаянием. Если он проработан успешно, это приводит к достижению раздельности самости и объекта, поскольку именно в процессе скорби проективная идентификация обращается и части самости, ранее приписываемые объекту, возвращаются в Эго. Таким образом развивается более реалистичное видение объекта, уже не искаженное проекциями самости, и Эго обогащается теми вновь обретенными частями самости, которые ранее им не признавались.

Способность признать реальность утраты, приводящая к различению самости и объектов, является решающим моментом и определяет, будет ли достигнуто нормальное завершение процесса скорби.

Сюда входит задача ослабления контроля над объектом, и это значит, что предшествующая тенденция, нацеленная на обладание объектом и отрицание реальности, должна смениться на противоположную. В бессознательной фантазии это означает, что человек вынужден столкнуться со своей неспособностью защитить объект. В его психической реальности присутствует осознание внутренней катастрофы, вызванной его садизмом, а также понимание того, что его любви и репаративных желаний недостаточно для того, чтобы уберечь объект, которому следует позволить умереть, хотя это и принесет опустошенность, отчаяние и вину. Эти процессы сопровождаются душевной болью и душевным конфликтом высокой интенсивности, что является частью успешного выполнения функции скорби.

Цитировано по книге Д. Стайнера «Психические убежища. Патологические организации у психотических, невротическмх и пограничных пациентов».

Метафорическое изображение процесса работы скорби показано тут.

Комментарии

Есть 1 комментарий к “Скорбь, или немного о работе горя”

Трэкбэки

Узнайте, что другие говорят про эту заметку...
  1. Raul:

    barge@settle.dislikes» rel=»nofollow»>.…

    ñýíêñ çà èíôó!!…




ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека счетчик посещений