Про заботу терапевта
Давно когда-то я описывала, что клиент может
делать и не делать для «сбычи» собственного запроса. После многочисленных вопросов, чем же тогда вообще занимается психотерапевт, я дозрела написать, наконец, и об этом.
Сначала хочу поделиться одной своей метафорой про театр. Зрители в зрительном зале, смотря на сцену, видят актеров и их выражение, слышат музыку и слова, созерцают декорации и переживают массу чувств благодаря увиденному. Однако картина на самом деле куда более объемна.
Прежде, чем этот спектакль в театре вышел, было проделано много подготовительной работы разными людьми из разных областей деятельности; строились декорации и велись многочисленные монтажные и осветительные работы, шились костюмы и подбирался грим, режиссер не спал ночами, а актеры учили свои роли и многократно репетировали всевозможные сцены и фрагменты спектакля с самого нуля. Печатались афиши, а бухгалтерия на все это изыскивала средства, и еще много-много что происходило во имя выхода этого конкретного спектакля и театрального искусства в принципе.
Вполне очевидно, чтобы спектакль состоялся, кроме сцены должно быть и закулисье (просто зрителям про это думать необязательно). И чтобы спектакль увидел свет, а зрители встретились с чем-то, способным повлиять на их внутреннее состояние, мало одной плоской картинки.
И во время спектакля за кулисами продолжается активная работа (которую зрители не замечают, хотя много-много людей там, за занавесом, обеспечивают действо, происходящее на сцене).
В терапии тоже есть то самое пространство, скрытое от глаз клиента. За той картинкой, которую видит клиент (а видит он обычно сидящего напротив терапевта, который что-то иногда говорит или просто сидит и молча слушает клиента) располагается много чего еще.
Я склонна создавать себе структуры, поэтому списочек вышел довольно ритмичный. Тем, кто не в восторге от должностных инструкций, дальше можно не читать
Прежде несколько строк о том, чего терапевт точно не делает. Он
– не исцеляет за один сеанс;
– не «ампутирует» малоприятные чувства;
– не исправляет супругов, детей, родителей и начальников;
– как, впрочем, и не переделывает самих клиентов;
– не ищет для клиента партнеров, работу, деньги, счастья;
– не обещает «просветления»;
– не знает, как надо и хорошо для клиента, а потому и не учит…
Итак, что же делает терапевт, чтобы (при вложениях со стороны клиента, разумеется) запрос клиента имел шанс быть удовлетворенным. Пишу, разумеется, о том, как сама вижу процесс, на что обращаю внимание.
1. Естественно, терапевту нужно обладать обязательными исходными данными для работы в данной сфере, а именно у него должны быть:
– образование (высшее профильное, и/или в смежной профессии с переподготовкой);
– дополнительное образование (преимущественно практическое), плюс постоянное расширение кругозора;
– личная психотерапия (серьезная и длительная, завершенная к моменту начала практики или продолжающаяся как постоянная «заточка собственного инструмента» (коим является психика терапевта), что обеспечивает ему постоянную психологическую экологию); Озаботившийся своей психологической экологией терапевт оказывается более полезен клиенту, чем тот, кто собственным лечением не занят.
– супервизия (постоянная (в первые годы практики) или по ситуации (по мере накопления опыта));
– сотрудничество с коллегами (групповая работа – как с целью обучения, так и самопознания – опять же для расширения кругозора и лучшего понимания себя);
– место для работы (в норме отдельный кабинет, нежилое помещение, лучше всего какое-то постоянное место);
– pou sto терапевта, или то, на что он опирается в процессе работы, иными словами устойчивая психотерапевтическая позиция, точка опоры (включает в себя много условий и понятий);
– знание и работа в рамках этического кодекса;
2. Терапевт помогает клиенту войти в терапию, проводит установочные встречи, во время которых обозначает, как организован процесс терапии, отвечает на вопросы и помогает клиенту сформулировать ясный «рабочий» запрос; проводит первичную(!) диагностику, в том числе и реально оценивая стартовые возможности клиента; формирует опять же первичную гипотезу; дает оценку благоприятности прогноза терапии; принимает решение о своей компетенции и готовности взять клиента в терапию (а также предоставляет и клиенту возможность принять решение о готовности сотрудничать в оговоренных рамках); понимает ответственность сторон и пр;
3. На протяжении установочных встреч и далее, терапевт выполняет основную свою функцию, суть которой заключена в том, чтобы понимать.
Это означает, что терапевт:
~~ внимательно относится к тому, о чем говорит клиент (следуя за клиентом, слушает и анализирует содержание сказанного);
~~ слышит, как говорит клиент (слушает «музыку клиента», стараясь замечать и то, что звучит между строк);
~~ замечает феномены клиента (выбирает, когда и как вносить их в процесс работы);
~~ предполагает, что в данный момент может испытывать клиент («слушает» чувства клиента);
~~ «слушает» собственный отклик, работает из контрпереноса, анализирует свои переживания в отношении клиента, вместе с тем остается способным удерживать их при себе или вносить в процесс в «подготовленном» для клиента виде;
~~ понимает, как устроен данный клиент-терапевтический контакт, видит его наличие, устойчивость и развитие;
~~ ищет и устанавливает связи (прошлого с настоящим, внутреннего с внешним, сознательного с бессознательным и пр.);
~~ задает вопросы в соответствии с происходящим (услышанным, понятым);
~~ постоянно проверяет и корректирует первичный «диагноз» (картину, которая целиком не может быть верной просто потому, что была составлена на основании минимальных знаний о клиенте, и которая требует постоянной коррекции на протяжении всей терапии; терапевт же все время принимает эту неопределенность и свое сомнение как данность);
~~ работает с гипотезой (проверяет разные варианты, добавляет новые гипотезы, обдумывает, ищет);
~~ управляет процессом, применяя свой постоянно пополняющийся арсенал; используя разные инструменты и техники, работает с сопротивлением, переносами, привязанностью, с аффектами, смыслами, границами, данностями, травматикой, субличностями, эго-состояниями, регрессами и пр.
~~ при необходимости идет на сознательный риск (совершая осознанные интервенции); постоянно балансирует между поддержкой и фрустрацией;
~~переработав полученную от клиента разнообразную информацию, продумывает и выбирает что, в какой момент и каким образом возвращать клиенту в их терапевтическом пространстве;
~~ в отношении каждого клиента имеет индивидуально выстроенную стратегию и тактику, корректирует их по ходу работы, соотнося их с изменениями в состоянии клиента, его внешней и внутренней жизни; следит за движением и учитывает индивидуальный ритм клиента;
~~ все время ищет, подбирает нужное слово, доступное данному клиенту, подыскивает нужный язык (переводит с «теоретического на человеческий»);
~~ следит за сеттингом, временем, своей работоспособностью и постоянством;
~~ делает необходимые для работы записи (до или после встреч);
~~ продолжает работать даже во время тех встреч, на которых клиент не присутствует;
~~ все время выбирает действие, которое считает наиболее полезным для процесса терапии (что зачастую влечет за собой отказ от собственной выгоды, например, не сдваивает встречи, не повышает цену работы в связи с «трудностью» клиентского случая, работает с клиентом лишь до тех пор, пока верит, пока видит шанс в своей работе);
Наверняка еще найдется, что добавить про этот часто незаметный труд. Но и то, что перечислено, дает вполне объемное представление о работе психотерапевта, как и о том, что не все в мире является простым и однозначным, как это может выглядеть «из зрительного зала».
Автор – психолог Наталия Холина
Комментарии
Есть 1 комментарий к “Про заботу терапевта”Трэкбэки
Узнайте, что другие говорят про эту заметку...portly@enlists.bel» rel=»nofollow»>.…
áëàãîäàðåí….