Дважды рожденные
Каждый человек, и каждый профессионал в том числе, выбирает в своей жизни делать то, в чем для него есть смысл. Я сознательно выбираю браться за работу с погранично организованными клиентами. Раньше это было скорее неосознанно, больше интуитивно, импульсивно даже. Сейчас (и замечаю, что с каждым годом все больше), я берусь за такую работу во многом благодаря вере и большему пониманию. Я действительно верю в возможность помощи глубоко и многократно израненным Душам этих людей. А еще потому, что под ворохом разнообразных психических защит – то есть вопреки их неистовству и разрушительной силе — я вижу Светящееся Чудо внутри. Ради того, чтобы и они увидели, и научились понимать, защищать, оберегать и относительно устойчиво жить в этом ранящем их хрупкие сердца мире, вероятно, стоит потрудиться…Хотя, многим бывает трудно в это поверить. Для этого нужно увидеть, и хоть немного узнать о них, понять их историю, их боль и степень отчаяния…Поэтому я люблю свою работу, и этих людей, и моменты, когда их сила любви побеждает склонность к саморазрушению, вопреки всему, что им довелось пережить в прошлом.
Замечательная художница Фрида Кало – яркий представить пограничной зоны, а ее работы говорят куда больше, чем можно описать словами…
О ней был снят прекрасный фильм «Фрида» (2002), но о нем я напишу как-нибудь в другой раз.
Сейчас же я хочу поделиться впечатлениями о другой картине, явившейся на мой взгляд удивительно подходящей иллюстрацией к процессу лечения пограничных клиентов.
Это фильм «Стон черной змеи» (Black snake moan, 2006).
Если коротко о сюжете, то это драма об отношениях. Об отношениях зрелого, верующего, живущего одинокой жизнью мужчины по имени Лазарь и развязной молодой девушки Рэй, охваченной своей неуправляемой реальностью. Как это обычно бывает, «по чистой случайности», девушка попадает в дом к этому совершенно чужому ей человеку…
Безусловно, это метафоричное и честное отражение процесса психотерапии во всем объеме, описывающее сложность и нестойкость прогноза лечение. Здесь многое можно увидеть. Например, прекрасно продемонстрировано, в каком состоянии такой клиент приходит чаще всего на терапию – какова степень его душевной израненности и психологического истощения.
Что свойственно обычно клиентам такого уровня структурного развития, так это сильная склонность к саморазрушению, интенсивность и неуправляемость импульсов (в частности, разрушительного гнева, ярости), устоявшиеся и ригидные защитные механизмы, такие как расщепление, реактивное образование, сексуализация, отрицание, вытеснение, регрессия, отыгрывание вовне, соматизация и пр., да и вообще привычный способ отношения к себе как к вещи, предмету.
Они слабо тестируют реальность, часто в их прошлом имело место жестокое физическое насилие, порой инцест, не способная позаботиться и защитить холодная (непредсказуемая, депрессивная) мать, иногда серьезный опыт бродяжничества, беспризорности. Потому для них характерны тяжелейшие последствия психической травмы, постоянные флешбеки, состояния диссоциации, бреда и пр., отчего неспециалист может ошибочно принять их за умалишенных.
Психотерапевт, сталкиваясь с такими защитными проявлениями пациента, яростно направленными в свою сторону, обычно испытывает гамму всевозможных чувств: удивление, недоверие, страх, злость, беспомощность, отчаяние, тоску (можно заметить, что это цепочка «работы горя», которая может переживаться терапевтом на каждом сеансе с подобным человеком, поскольку сам клиент не в состоянии осуществить свою работу скорби, его психика словно расколота, расщеплена).
В фильме метафорично показано, какое значение для лечения таких пациентов имеет жесткий контракт, ясно обозначающий роли сторон и в большинстве случаев дополненный антисуицидальными, антиалкогольными и другими ограничивающими договоренностями, ибо без всех этих ограничений прогноз скорее всего будет неутешительным. Клиент будет гневно пытаться разрушить договоренности (более сохранный будет делать это исподволь, в виде бесконечных отыгрываний и нарушений).
Поэтому помимо контракта, чтобы все это выдерживать, терапевту потребуется обладать внутренней устойчивостью, целостной, стабильной идентичностью, а также душевной теплотой и эмоциональной щедростью, наполненным глубоким сочувствием — несмотря на все клиентские попытки разрушить, и уничтожить терапевта и сильнейшую ненависть к нему, вплоть до желания его убить, поскольку убежден, что «хорошей матери не существует, и неизбежно последует отвержение».
Вот ради подтверждения этой фантазии и будут совершаться многочисленные провокации, клиент будет «приближаться и убегать», одновременно и желая отношений, и дико боясь в них вступать. Здесь терапевту важно «выжить», сохраняя при этом способность к любви, и соединить в себе роль отца (твердого, спокойного, защищающего) и роль матери (теплой, помогающей, эмоционально-отзывчивой, контейнирующей и отзеркаливающей), а также одним из основных качеств терапевта должны быть толерантность к фрустрации, способность терпеть и мудрость не ждать многого в короткие сроки, поскольку клиенту придется во взрослой, полной искажающих линз жизни, доделывать то, что годами не могло быть пройдено. Ему предстоит завершить многие незавершенные гештальты в своей психике, как сказали бы гештальтисты.
В фильме ярко и метафорично показано, как изначально приходится буквально сдерживать такого клиента от неполезных для него поступков. И как потом эта способность может быть перенята, впитана клиентом, делая его способным самому о себе заботиться (последние кадры фильма символично рассказывают об этом).
В реальности, терапия пограничных людей, и я не перестаю об этом постоянно упоминать, весьма длительный и сложный по переживаниям процесс, это долгая – на годы! – совместная пахота терапевта и клиента,
при достаточном упорстве и мужестве обоих.
Терапевту предстоит «сдерживать», и «кормить», и «прогуливать» клиента.
Как «достаточно хорошей матери», ему придется и мысли отгадывать, и потребности выявлять, и слова подбирать, потому что у клиента слов про себя нет, а расплывчатое «не знаю» во внутренней пустоте пугает его самого больше всего.
И совершенно точно совершать терапевтические «ошибки», поскольку именно благодаря промахам и непониманию обычно и начинается динамика в терапии, движение и собственно лечение.
Терапевт наверняка может столкнуться со столь же бурной агрессией перепуганных изменениями родственников клиента, своим контрпереносом и слабостью, отчаяньем и усталостью, поэтому работая с клиентами пограничного уровня, ему вероятнее всего может потребоваться помощь опытного супервизора, ибо без заботы о себе сохранять заботу о процессе терапии и клиенте ему может быть слишком тяжело и истощающе (в фильме друг Лазаря, священник, приходит на помощь);
Также в картине есть эпизод, когда Лазарь снимает замок с Рэй, предлагая ей самой решить, как она будет жить дальше. В терапии это весьма важный переходный этап.
Когда клиенту наконец становится очевидным, что он ходит на терапию лишь ради самого себя (а вовсе не по прихоти «насильника, желающего нажиться на горе», коим он долгое время видит терапевта), он оказывается перед лицом разрывающих его противоречивых желаний:
уйти (опустив руки, обесценив терапию и выбрав жить, как жил прежде) или все же оставаться в терапии (ежедневно преодолевая боль ради того, чтобы научиться жить иначе: больше вынося, а значит – имея больше возможностей, включая способность к созданию отношений, творчеству).
Наверное, словами просто не описать. Чтобы понять пограничных клиентов – их необходимо прочувствовать, переживая весь спектр ощущений, возникающих в отношениях с ними … и просто оставаться в этом.
Кому это кажется интересным, очень рекомендую посмотреть этот фильм, и многое станет понятным без слов. То, что в фильме представлено буквально, показанное в виде телесных ранений, в реальности чаще всего касается психологического состояния, состояния ЭГО пациента.
Так что для меня этот фильм в меньшей степени о физически травмированных, а скорее о пораненных глубоко внутри людях, так яростно защищающих свое ядро о посягательств, от насилия, и отчаянно пытающихся контролировать весь внешний мир, то и дело сражаясь с ним, и терпящих постоянный крах, поскольку Мир значительно больше психики каждого из нас, и многие вещи в нем навсегда остануться непостижимы…