«Александра»

     Иллюстрация к теме сепарации-индивидуации прекрасно отражена Аленой Лукьяновой в аналитическом описании фильма «Александра». Рекомендую.

     Итак, вчерашний фильм «Александра», свеженький, 2010 года выпуска…

     Главная его героиня – Александра, да – очень-очень хорошая молодая женщина. Работает фельдшером на «скорой», подрабатывает уколами, на свои небольшие заработки содержит себя и мужа, который вроде как учится в медицинском институте. На самом деле, учится вместо него тоже Александра, которая в свободное от заработков время пишет для нерадивого супруга контрольные, курсовые и дипломную работу.
Муж Александры, Игорь, очень-очень плохой молодой человек: финансово сидит на шее у молодой жены, пользуется плодами ее интеллектуального труда и, к тому же, гуляет налево.
В общем, все, как у людей – она отдала ему лучшие годы, а он…

Что характерно в этой части фильма, так этого его показательность.
Во-первых, в нем присутствует классическое для погранично организованного сознания расщепление на только хорошее и только плохое. Барышня Саша – светла и прекрасна, эдакая благородная героиня без страха и упрека, юноша Игорь – сволочь неблагодарная и чудовище вида ужасного. Это очень комплиментарный союз.

Каким образом делаются такие пары – это тема для во-вторых.
Барышня Саша считает, что она мужа любит и что ее поведение является демонстрацией этой любви. На самом деле, она мужа развращает. Ее действия адресованы исключительно к инфантильной части его личности, она относится к мужу как к маленькому – очень маленькому! – ребенку, которого нужно кормить, одевать, учить и развлекать. Не выделяя ему абсолютно никакой зоны ответственности – ни в их совместной жизни, ни в его собственной.

В этих отношениях барышня Саша играет роль даже не «хорошей матери», а просто «хорошей груди». Которая хороша исключительно тем, что выдает требуемое «ребенком» по первому же его запросу – например, после слов Игоря «я хочу машинку!» (обращаем внимание на лексикон, принятый в этих отношениях!), кидается занимать по знакомым деньги, чтобы подарить ему «машинку» в день защиты (написанного ею же для него) диплома.
То, что, защитив диплом, Игорь объявляет Саше о том, что он уходит от нее – абсолютно закономерная развязка данной истории – от мамы надо отделяться. Однако отделиться по-настоящему – для того, чтобы начать самостоятельную жизнь – развращенный и полностью инфантилизированный Игорь не в состоянии. Все, что он может – это уйти к «еще более хорошей маме». В такое место, где с ним будут обращаться «как со взрослым» – к примеру, подарят более красивую и дорогую машинку, чем та, на которую сумела наскрести деньжат Саша.

Это – псевдо-сепарация – процесс, при котором переход к реальному взрослению и автономности подменяется игрой в «как взрослого». Когда один объект зависимости, удовлетворяющий инфантильные потребности «дитятки» заменяется на другой, способный – как кажется «дитятке» – удовлетворить его возросшие, но оставшиеся при этом инфантильными, потребности.

Так же закономерно, что немного позже он придет к Саше жаловаться на то, что его обманули – «еще более хорошая мама» оказалась, опять же, недостаточно хороша, и в ответ на «взрослые» подарки в новой семье с него начали требовать странного. К примеру – зарабатывания денег.
Саша тогда откажется выслушивать причитания Игоря о несклавшейся жизни и снова принимать его в свои заботливые объятия. Она скажет ему – «я освободилась от тебя».

На самом деле, с Сашей произойдет тот же самый, псевдо-сепарационный, процесс, при котором она сменит один объект зависимости на другой.

В роли нового объекта зависимости для Саши выступает женщина с ее участка – пожилая актриса на пенсии, незамужняя и бездетная, изнемогающая от одиночества и скуки. Развлекающая себя многократными вызовами «скорой» – при наличии вполне хорошего состояния здоровья – и написаниями жалоб на «халатность» и «черствость» приезжающих к ней измотанных медиков. Врачи с подстанции между собою зовут старуху «королевой Шантэклера».
После очередной такой жалобы Саша оказывается под угрозой увольнения и отправляется к старухе умолять ее отозвать жалобы. Саша долго рыдает под дверью бывшей актрисы и в итоге теряет сознание – то ли от избытка чувств, то ли в связи с тем, что она (как выяснилось уже после ухода мужа) беременна.

В сущности, фильм «Александра» – это очередная вариация сказки о Золушке, которая заслуживает любовь и корону хорошим поведением.
Пожилая актриса – Таисия Павловна – выполняет в этой сказке роль Феи. Превращаясь в момент Сашиного обморока из Злой Феи – гонительницы и преследовательницы – в Добрую, которая, выслушав от молоденькой фельдшерицы историю ее печальной жизни – муж бросил, со съемной квартиры выгоняют – предлагает Саше остаться жить у нее.

Это ровно та же самая история, что была у Саши с Игорем, только в ней поменялись роли. Теперь уже Саша нашла себе «хорошую маму», которая дает ей жилье, хорошее отношение и рассказывает о том, как мудро Саша поступила, решив оставить ребенка – сама-то Таисия Павловна когда-то отказалась от материнства ради карьеры…

Правда, Саша, в отличие от Игоря, свою часть негласного контракта с Таисией отрабатывает добросовестно – ведет себя «хорошей девочкой», бегает за продуктами, готовит старушке диетические блюда и выслушивает ее рассказы о жизни. «Играть свиту» Саше  несложно, для нее это привычная роль, а уж в обмен на «королевины» милости после того, как при «анфан-тэррибле» муже она столько лет играла эту свиту бесплатно – так и вовсе именины сердца.
Снова – абсолютно комплиментарная пара, выхода за пределы отношений «родитель-ребенок» снова не произошло.

Однако – еще раз повторю – процесс отделения от мамы по жизни неизбежен. И он будет происходить так или иначе, с той или иной степенью травматичности.

Процесс отделения Саши от свеженайденной «мамы»-Таисии случается в тот момент, когда у героини случается выкидыш и Таисия, узнав об этом, скоропостижно умирает от сердечного приступа.

Убившие в этом месте повествования Таисию сценаристы оказались, что называется архи-правы.
Пожилая актриса, демонстративная натура, может быть отлично способна на красивый жест – например, поселить у себя юную девушку в качестве прислуги компаньонки, но в роли заботливой бабушки подобная личность будет выглядеть крайне не органично, не тот психотип. Так  что мавр сделал свое сюжетообразующее дело – мавр может помирать смело.

Саша, обнаружив умершую Таисию, пытается покончить с собой, наглотавшись таблеток.

Тоже еще один замечательный сценарный штрих, наглядно иллюстрирующий смертельный (без преувеличений) страх отдельности, отделенности от значимого объекта, характерный для личностей с нарушениями естественного хода процесса сепарации-индивидуации.
Саша – типичный пример зависимой, пассивно-агрессивной личности, которая единственным способом своей жизни видит – быть при ком-то. При муже, при ребенке, при случайной благодетельнице… неважно, при ком лишь бы – при. Перспектива остаться хотя бы ненадолго наедине с собственной жизнью вызывает в людях подобного типа такой глубинный ужас, что смерть может казаться им избавлением.

Спасает Сашу молодой человек Миша – явно прорисовавшийся кандидат на роль сказочного Принца.
Саша с Мишей знакомятся в начале фильма – он родственник Сашиной соседки по подъезду, который приезжает к ней и заболевает. Медицински подкованная Саша, вызванная соседкой в глубокой ночи, ставит Мише верный диагноз и отправляет его в стационар лечиться.

То есть, входит в отношения с ним все из той же  роли спасательницы и благодетельницы, которая для нее является привычной по жизни и может меняться лишь на полярную роль спасаемой и облагодетельствуемой. Других не завезли.

Миша – подобно самой Саше – тоже из «благородных и несчастных». Если у «хорошей» Саши в начале фильма – «плохой» и изменяющий муж, то у «хорошего» Миши в наличии – «плохая» и изменяющая жена. Как развиваются события Мишиной семейной жизни история умалчивает, можно лишь догадываться, что к тому моменту, когда Миша случайно очень вовремя появляется в квартире Таисии и находит там потерявшую сознание Сашу и таблетки, «плохая» жена уже перешла из категории текущей супругу в категорию бывшей супруги.

В общем, Миша Сашу спасает и вскоре уезжает в длинную командировку, он геолог.
Саша, выселенная из квартиры Таисии, живет у подруги-коллеги по «скорой», деля с коллегой и ее маленькой дочкой однокомнатную квартирку.

То есть – находит себе очередную «маму», пусть не такую хорошую, какой была старуха Таисия, с меньшим количеством ресурсов, которые она может предоставить в Сашино пользование, но все же…

На одном из вызовов, в квартире, полной алкашни, Саша обнаруживает шестилетнюю девочку, мать которой – хозяйку квартиры – Саша и ее коллеги госпитализируют с сердечным приступом. В больнице женщина умирает, девочка остается сиротой и Саша озадачивается целью малышку удочерить. Малышку зовут Таисией, Тасей, и Саша видится в этом знак судьбы.
Органы опеки разрешения на удочерение юной особе с маленькой зарплатой и без жилплощади давать отказываются, Саша пускается на хитрости и обман – для нее это проще, чем реально поразмыслить о том, где, как и на что она будет жить вместе с малышкой Тасей. Сама Саша объяснение «ну я же где-то живу» считает вполне достаточным. То, что «где-то» она живет из милости по чужим людям, ее не волнует совершенно. Для нее – повторюсь – жить «при ком-то» нормально и естественно. Так же нормально и естественно спасаться от взросления и необходимости действий по организации собственной жизнью с помощью примитивных защит – вытеснения и отрицания, уверяя себя и других в том, что «все хорошо» даже там, где ничего хорошего давно уже нет.

Обман раскрыт, эпопея с удочерением практически сорвалась… и тут выясняется, что квартира старухи Таисии завещана Саше – еще один красивый жест актрисы, которые как и разведчики, бывшими не бывают. Сашины проблемы чудесным – как и положено в сказке – образом разрешились без малейшего усилия с ее стороны. Она снова «при» – при старухиной квартире и Таисии-маленькой… сколько проекций с Таисии-большой будет навешано на малышку ее новой мамой и что из этого воспоследует – можно только догадываться и лучше я сейчас этого делать не буду.

Итак – снова имеем всю ту же стабильную систему «родитель-ребенок».
Первый – благодетель, второй – облагодетельствованный.  Ничего не изменилось.

Под финал на пороге Сашиной квартиры появляется Миша с цветами и с маленьким сыном.
Происходит очень показательный диалог – еще одна, уж не знаю, осознанная или нет, чудесная иллюстративная находка сценаристов:
- Здесь живет принцесса Саша? – спрашивает Миша у открывшей дверь Таси.
- Здесь, – отвечает Тася. – Только принцесса – это я. А Саша – моя мама, значит, она королева.

Тут можно было бы ставить точку. Ибо круг замкнулся.
«Королева Шантэклера» умерла – да здравствует новая королева!
И неважно, что корона у нее бутафорская, а роскошное платье – из костюмерной.
Саша, как  положено хорошей девочке, которая всё скушивает, скушала всё – и «материнский» ресурс Таисии, и ее «королевскую» идентичность. Не потрудившись выработать и создать хоть что-то собственное.

Дальше – пунктир, призванный изображать наступившее на всех счастье – Саша на лекции в медицинском институте, Миша встречает Сашу с букетом цветов, титры…

Оно и понятно – какую семейную идиллию устроит себе и детям парочка «очень хороших», вечно ждущих, что их жизни спасет, упорядочит и благоустроит кто-то другой…
Кто из них кого будет развращать спасать от жизни активнее и кто первый окажется в «плохих» – ибо двум «очень хорошим» в одной берлоге не ужиться, всё то, чего не хочется видеть в себе из-за того, что оно не совпадает с «хорошим» образом, нужно куда-то девать – либо в партнера, либо в ребенка…
Судя по  обозначившимся ролям еще до явления Миши с сыном и букетом и прорезавшейся «королевственности» Саши, чуть раньше, чуть позже, очень хорошего Мишу ожидает повторная участь несчастной и благородной жертвы семейного фронта. 

Впрочем, это уже – история из «темной стороны луны», которых полным-полно в жизни.
А в сказке, с красивыми актерами и нарисованной сажей на гримированном золушкином личике, всё просто обязано быть хорошо.

Источник: http://lual.livejournal.com/183684.html

 Фильм «Александра» on-line можно посмотреть здесь

Комментирование закрыто.


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека счетчик посещений