Об одиночестве
Продолжаю публиковать небольшие заметки от budurada. Тема об одиночестве и способах его преодоления – довольно актуальна в последнее время, а потому особенно рекомендую.
Почему-то считается что, когда человек хочет быть счастливым и понять себя, то это эгоизм. А когда трусИт как все, не приходя в сознание, не задумываясь ни о чем и проживая жизнь в лучшем случае «неплохо» – это, очевидно, альтруизм и большая ценность для человечества.
Есть два вида одиночества: одиночество в отношениях (отсутствие близости) и экзистенциальное одиночество.
Одиночество в отношениях требует исцеления (близости с другими людьми), а экзистенциальное одиночество можно только принять. Однако многие люди хотят разрешить проблему именно экзистенциального одиночества, найдя партнёра. Использовать другого человека как щит от одиночества.
Другая типичная (и порочная) задача отношений – создать иллюзию того, что, начиная новые отношения, «я начинаю жизнь сначала» и отвлечься от своих внутренних проблем. Буквально: «вместо того, чтобы подумать о душе, я лучше найду другую женщину\другого мужчину». Это, действительно, на время помогает. И человек повторяет этот маневр раз за разом, нередко до самой смерти. Как говорилось в старом анекдоте про Штирлица: «На что только люди не идут, лишь бы на картошку не ехать».
Существуют представления и штампы, созданные культурой, которые, мне кажется, ориентируют людей (особенно интеллигентных и начитанных) на ущербность.
Например, полноценные, возвышающие и просто здоровые отношения возможны, только когда их создают целостные личности. Мы же с детства приучены искать свою «половинку».
На самом деле, «две половинки» – это идеальное описание ущербных отношений, это два неполноценных человека, создавших симбиоз, для того, (как бы они это себе не объясняли, и как бы не рационализировали) чтобы избавиться от чувства одиночества и ощущения (безусловно, соответствующего реальности) своей неполноценности.
Человек, который всё время «ищет половинку», не является отдельной личностью. Поэтому не привлечёт того, кто является личностью (зачем личности полчеловека?).
…А если и привлечёт, то ненадолго.