Выученная беспомощность
Интересное от Ольги Подольской. Как я люблю примеры из жизни зверей! Все таки мы часть природы, есть что познавать.
Многие закономерности человеческого поведения имеют под собой вполне биологические корни, как доказывают эксперименты ученых. Научное подтверждение довольно очевидной банальности: «Если приучить живое существо к тому, что какую-то неприятность невозможно избежать – оно и пытаться не будет её избегать», – принесло в 1976 году М. Селигману премию Американской психологической ассоциации за теорию выученной беспомощности.
В чём состоял эксперимент?
Собачек разделили на три группы. Первая, получая удар током, могла предпринять какие-то действия для того, чтоб его избежать; вторая не могла, поскольку ток выключался только действиями первой собаки; третья группа была контрольной и вообще никаких ударов током не получала. Потом всех животных поместили в специальные клетки с перегородкой, позволяющие легко физически выпрыгнуть с той части клетки, где ощущается ток.
Понятно, что собаки из контрольной группы все повыпрыгивали – дураки они, что ли, неприятности терпеть?
Собаки из первой группы все повыпрыгивали тоже: у них был опыт того, что неприятность эту можно прекратить какими-то своими действиями. А вот собаки второй группы, формально получившие ничуть не большее воздействие током, чем первые – ложились на пол и тихонько бессильно скулили. Выпрыгнуть им не приходило в голову: они уже раньше убедились, что этой неприятности невозможно избежать, и это убеждение по-прежнему влияло на них и тогда, когда путь избегания стал прост и доступен. Вопреки очевидности.семейного насилия, о которой мы с вами разговаривали недавно. Физическое воздействие, избиение, действует прямиком на инстинктивную, биологическую составляющую нашей психики, – и нужна очень большая уверенность в себе, очень устойчивый внутренний локус контроля (убежденность, что «всё зависит от меня»), чтобы с этим справиться, воспользовавшись очевидной внешнему наблюдателю возможностью «выпрыгнуть» из ситуации. Увы, для жертв семейного насилия нередко эта очевидная возможность кажется буквально невидимой, и необходима помощь психолога, чтобы удалось её рассмотреть и ею воспользоваться.
Собственно, в этой закономерности кроется разгадка многих взаимосвязей человеческого поведения. Нередко человеку кажется, что внешние события от него не зависят – даже тогда, когда логически совершенно ясно, что он многое мог бы сделать, чтобы их избежать. Но он… «не может». Фигурально выражаясь, «ложится на пол и скулит», превращаясь в жертву. И как только к этому добавляются ещё некие вторичные выгоды от подобного жертвенного поведения – разорвать этот социально-биологический замкнутый круг оказывается крайне тяжело. Собственно, часто влияние психологической травмы на психику человека именно таково: она как бы убирает из поля выборов некоторые, часто наиболее конструктивные, варианты поведения.
Особенно явно это проявляется в ситуации насилия, в т.ч.
Для более лёгких случаев достаточно поменять локус контроля с внешнего на внутренний: заменить «я не могу» на «я не хочу» – от этого нехитрого действия поле выборов значительно проясняется, появляется возможность более конструктивно взвешивать за и против различных видов поведения, и свою возможность влиять на результат.
Человек, в отличие от собачки, всё-таки существо мыслящее, и иногда даже разумное.
Комментарии
Есть 1 комментарий к “Выученная беспомощность”Трэкбэки
Узнайте, что другие говорят про эту заметку...flocculation@founding.healer» rel=»nofollow»>.…
ñýíêñ çà èíôó!…