Пограничный клиент. Часть 1

Давно, еще со времен написания вот этого текста,  порывалась поделиться своими идеями по поводу работы с пограничными клиентами, и вот, наконец, дозрела. В действительности работа эта довольно непростая, я бы даже сказала, прилично выжимающая, а посему – требующая от дополнительных затрат, причем затрат всех видов от психотерапевта, который соглашается (выбирает) работать с погранично организованными клиентами.

Сразу оговорюсь: я не врач, а посему данный пост носит ненаучный и немедицинский характер, и смысл его написания – мое желание познакомить тех, кому интересна данная тема, с особенностями, трудностями, а также возможностями немедикаментозных методов психотерапевтической работы с этой непростой категорией клиентов (что совсем не исключает медикаментозных и прочих методов лечения, применяемых к таким пациентам другими специалистами)…

Прежде чем приступить к описанию тонкостей работы с пограничными клиентами, я хочу немного напомнить, что это за расстройство, как формируется и в какой форме проявляется.

Начну с того, что в настоящее время клиентов с пограничной организацией личности довольно много. Часто пограничное расстройство, являющееся достаточно распространенным, сопровождается целым рядом признаков, характерных и для других личностных расстройств, как то: шизотипического, нарциссического, а также антисоциального.

На то есть множество причин:

— Врожденные особенности психики индивида (то есть генетическая и конституциональная предрасположенность);

— Психическое здоровье или нездоровье родителей, уровень их психологической зрелости;

— Функционирование семейной системы, в которой рос ребенок (насколько я знаю, сегодня именно неблагоприятным семейным условиям отводится наиболее значимая роль в формировании пограничного расстройства личности);

— Наличие травмирующих событий в раннем возрасте (причем, не так давно появились свидетельства того, что травма (особенно инцест), играет намного большую роль в развитии пограничной динамики, чем считалось ранее),

— Социальное окружение и межличностные связи за пределами семьи,

— и многое другое, например, социальная политика государства, где живет человек, в отношении  воспитательно-образовательных вопросов.

Таким образом, становится очевидно, что этиология данного расстройства очень сложна и индивидуальна для каждого человека.

В раннем детском возрасте, в период примерно от полутора до двух с половиной – трех лет, такой человек столкнулся с трудностями в прохождении этапа сепарации-индивидуации, а если проще, то не очень удачно пережил первичный опыт своего отделения от значимых фигур (родителей или лиц, их заменяющих): небезопасно, резко или, наоборот, так и не получив возможности для автономии – был наказан или, например, его детское желание увеличить дистанцию какими-то способами было подавлено.

В условиях нашей страны, когда еще не так давно мамы могли оставаться дома не более чем до достижения детьми полутора лет, после чего должны были выйти на работу,  большое количество малышей оказывалось в яслях, а то и на пятидневке. Такое раннее отделение от родителей (порой матери еще кормили деток грудным молоком) происходило резко, болезненно и совершенно точно не обошлось без негативных последствий в будущем (хотя степень и глубина этих нарушений у разных людей оказывались разными, т.к. многие факторы воздействуют на формирование личности и способы ее защиты от всевозможных травмирующих событий).

Или наоборот: ребенок делал попытки освоить пространство вокруг, изучить мир, проявлял активность и стремился отделиться от матери. Но из-за повышенной тревожности, тяги к собственному удобству, психологической неграмотности, незрелости или даже психического нездоровья матери (родителей) ребенок потерпел неудачу, уже в этом небольшом возрасте поняв, что отделяться небезопасно, плохо, стыдно и вообще, такое его поведение может сильно расстроить близких.

В результате на сегодня мы имеем огромное число взрослых (часто лишь хронологически), чей ранний опыт отделения от значимых Других был сильно небезопасным, пугающим,  или эмоционально-окрашенным в тона стыда, вины, неуверенности и собственной плохости.

Кому интересно, более подробное и литературно-изысканное описание этого процесса есть вот в этой статье Алены Лукьяновой. Очень рекомендую. Мне же хочется привести лишь цитату оттуда:

«Таким образом, ребенок оказывается зажат в тисках между этими двумя полюсами. Хочется свободы – но она грозит одиночеством и беспомощностью, хочется близости и поддержки – но они грозят зависимостью, порабощением и «умиранием». В общем, куда ни кинь – всюду клин. Тупиковая ситуация. Куда ни пойдешь – везде будет плохо. Это – стрежень пограничных переживаний – выбор между близостью и свободой, который сделать невозможно. Происходит постоянное метание между этими двумя полюсами, человек делает шаг навстречу, тут же пугается – и бежит назад или отталкивает; но, оказываясь на свободе, он начинает испытывать тревогу по поводу своего одиночества и начинает попытки вернуть и вернуться. И так все время. Он не может остаться ни там, ни там».

Как же понять, что перед психотерапевтом именно пограничный клиент?

Если речь идет о предварительной диагностике, то еще до первой встречи можно определить, что за клиент планирует прийти на прием, поговорив с ним по телефону.

Ранняя диагностика полезна любому психотерапевту, но особенно ценна для начинающего специалиста, для которого встреча с клиентом именно этой личностной организации может дорого обойтись (от неожиданного стресса, встряски, потери денег, времени и нервов – до полнейшего ужаса и ступора, следствием которого может явиться даже категорический отказ вообще заниматься этой помогающей деятельностью).

Очень подробно и популярно на тему заочной диагностики пишет вот в этой и этой статьях уважаемая мною Полина Гавердовская, а именно: как во время первого телефонного разговора понять, что звонящий потенциальный клиент – не тот, с кем терапевт пока (или вообще) готов работать в силу разных обстоятельств.

Во второй части статьи я попробую описать характерные черты клиента с пограничной (borderline) структурой личности.

(продолжение следует)

Комментирование закрыто.


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека счетчик посещений