Нарциссизм, перфекционизм и депрессия (цитаты 1)

Цитирую статью Холмогоровой А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия. С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь.

Фромм выделяет разные типы социальных характеров, порождаемых современной культурой конкуренции и индивидуализма, включая и рыночную ориентацию, которая определяется следующей формулой межличностных отношений: «Я – то, чего изволите»… «Предпосылкой рыночной ориентации является пустота, отсутствие всякого специфического свойства, которая не может быть предметом обмена, поскольку любая устойчивая черта характера в один прекрасный день может вступить в конфликт с требованиями рынка».

Размытая, диффузная идентичность – центральная характеристика любого глубокого личностного расстройства и, прежде всего, – нарциссического.
Современные средства массовой информации, обслуживающие главным образом интересы рынка, закладывают смутные и сомнительные ориентиры и ценности в виде определенных стандартов внешности, фигуры, предметов быта и ухода за собой как воплощения идеала, следование которому делает человека совершенным и счастливым.
Размытая идентичность переживается пациентами, страдающими нарциссическим расстройством, в виде отсутствия собственных желаний и интересов, которые подменяются искусственным эталоном совершенства, а также соответствием принятым стандартам и ожиданиям окружающих…

Так, один из пациентов сравнивает свое Я с водой, которая принимает форму сосуда, в который ее наливают. Потребность в соответствии внешним стандартам, в признании и восхищении становится у таких пациентов ведущей, не давая вызреть другим мотивам и содержательным интересам.

Хорни различает ситуативные неврозы и неврозы характера, которые резко различаются по длительности терапии и легкости достижения терапевтического эффекта. Ситуативный невроз, согласно Хорни, может возникнуть у любого как реакция на конфликтную ситуацию, которую человек по тем или иным причинам не в состоянии разрешить сам. «В неврозах характера терапевтическому лечению приходится преодолевать огромные препятствия, и поэтому оно продолжается в течение длительного времени, иногда слишком долго для того, чтобы пациент мог дождаться выздоровления; но ситуативный невроз разрешается сравнительно легко». … под неврозом характера Хорни имеет в виду достаточно глубокое личностное расстройство.

Она описывает основные формы патологии характера через специфику нарушений межличностных отношений. Базовая тревога – центральное понятие в ее учении о патологии. Базовая тревога возникает в детстве у тех детей, которые в своей семье не смогли найти надежных, теплых, доверительных и открытых отношений. Негативный опыт отвержения, конфликтов в семье или со сверстниками, другие источники чувства неполноценности не становятся в таких случаях предметом доверительного обсуждения и переработки. Чувство собственного одиночества и бессилия во враждебном мире постепенно кристаллизуется в особый склад характера.

Возможен и другой сценарий развития личностного расстройства – атмосфера восхищения и делегирования определенных ролей, в которых родители воплощают свой идеализированный образ. Рано или поздно наступает неизбежное обнаружение несоответствия этому образу, что становится предметом стыда и мучительных переживаний. Более того, при смене социальной среды отсутствие ориентиров и развитой идентичности, ведущая роль потребности в признании приводят к глубокому конфликту между разными требованиями и стандартами совершенства.

Главным стремлением такого человека становится сокрытие «неудовлетворительной правды о самом себе» как от себя, так и от других. Лишенный возможности предъявить миру свое подлинное Я, он тратит всю душевную энергию не на развитие своих задатков, а на поддержание ложного образа Я. В конце концов, его душа начинает напоминать выжженную пустыню, где нет места спонтанному движению, где вся душевная жизнь сконцентрирована вокруг поддержания идеализированного образа Я и попыток оправдать ожидания окружающих. Парадоксально, но при этом он оказывается безнадежно отрезанным от других людей*.

Согласно А.Адлеру, у здоровой личности компенсация неизбежного природного чувства неполноценности идет путем развития знаний, навыков, социальной компетенции, что приводит, в конце концов, к социальной интеграции и здоровому чувству общности с другими людьми. При формировании невротиченского характера … возникает чувство изоляции и конкуренции, содержательные цели и интересы подменяются «ложной целью личного превосходства».

К.Г. Юнг разделяет убеждение Адлера о значении связи с другими людьми для психического здоровья, он уверен, что изоляция от людей вследствие желания скрыть свое несовершенство и предъявить миру благополучный, но не подлинный образ Я – важнейшая природа личностной патологии: «Утаивание своей неполноценности является таким же первородным грехом, что и жизнь, реализующаяся исключительно через эту неполноценность.»

Вспоминая идею Юнга об интеграции разного опыта как условия психического здоровья, можно сделать вывод, что для Юнга утаенный и неразделенный с другими людьми личный опыт не поддается интеграции и образует те самые аффективно заряженные комплексы, которые становятся источником болезни.

Для обозначения соответствия социальным нормам и ожиданиям Юнг вводит понятие «персона». Согласно Юнгу, идентификация с социальной ролью – щедрый источник неврозов вообще. Человек не может безнаказанно отделяться от самого себя в пользу искусственной личности. Уже только попытка этого обыкновенно вызывает бессознательные реакции, настроения, аффекты, фобии, навязчивые представления, слабости, пороки и т.д. Социально «сильный мужчина» в частной жизни чаще всего – дитя по отношению к состоянию собственных чувств…

«Непротивление воздействию снаружи, то есть по отношению к искусу персоны, означает аналогичную слабость внутри – по отношению к влиянию бессознательного; настроение и расположение духа, боязливость, даже феминизированная сексуальность (кульминирующая в импотенции) постепенно берут верх» (Юнг).

Согласно Хорни, идеализированный образ Я – это тот искаженный образ себя, из которого исключена не удовлетворяющая человека правда о самом себе. При патологии характера эти искажения могут быть весьма велики, гранича с психотическим бредом величия: «Если мы примем степень отказа от реальности в качестве разграничительного признака между психозами и неврозами, мы сможем рассматривать идеализированный образ как элемент психоза, вплетенный в ткань невроза» (Хорни).

«Если  невротику важно убедить себя в том, что он действительно соответствует этому идеализированному образу, то он развивает представление о том, что на самом деле он обладает выдающимся умом или является утонченным человеком, сами недостатки которого замечательны».

В случае фиксации на реальном Я на передний план выходит самоуничижительная критика. Если же внимание такого пациента сосредоточено на разрыве между идеализированном образом и реальным Я, то самой главной его потребностью становится достижение совершенства. Феноменологически это выражается в «тирании долженствования» – постоянном повторении словосочетания «я должен» (что я должен чувствовать, что я должен делать) и одержимости в претворении этих долженствований.

«В глубине души он был убежден, что мог бы достичь совершенства, если бы был более строг к себе, более жестко себя контролировал, был более бдительным и осмотрительным».

Идеализированный образ – это не цель, а фиксированная идея, кумир, который человек боготворит. Идеалы заряжают энергией, они рождают желание приблизиться к ним, притягивают, давая силу, необходимую для роста и развития. Идеализированный образ лишает сил и может даже приводить к невротическому ступору, невозможности что-либо делать, он является бесспорной помехой росту, поскольку либо отрицает недостатки, либо осуждает их. «Подлинные идеалы ведут к скромности, идеализированный образ ведет к высокомерию».

Феномен ригидных невротических идеалов в современной клинической психологии получил название «перфекционизма» и стал предметом интенсивных эмпирических исследований. И Хорни впервые систематически рассмотрела его центральные функции в жизни людей с патологией характера.

Перфекционизм 1) поддерживает самоуважение, заменяя подлинную уверенность в себе; 2) придает смысл существованию, когда идеалы или интроекты смутны и противоречивы, а значит, не имеют направляющей силы; и тогда «стремление стать идолом, сотворенным самим собой», придает жизни человека хоть какой-то смысл , без чего он переживал бы свое существование как абсолютно бесцельное; т.е. идеализированный образ подменяет собой подлинные цели и идеалы; 3) создает искусственную гармонию, защитное отрицание конфликтов.

Именно из этих разработок Хорни возникли идеи основателя рационально-эмотивной терапии А. Эллиса о тирании долженствования как основы всех психических расстройств. В свою очередь, данные идеи дали толчок современным исследованиям перфекционизма как определенной системе установок личности, ориентированной на достижение совершенства.

Эллис утверждает, что «при отсутствии у пациента безусловных требований к себе в отношении собственной эффективности и способности управлять своей жизнью, трудно понять, каким образом человек может прийти к заключению о малоценности своего существования и впасть в депрессию». Таким образом, Эллис отводит перфекционизму центральную роль в возникновении депрессии.

К. Андерсон придерживается тех же взглядов на депрессию и суицид, и развивает хорнианские идеи о ложной гордости или стремлении во что бы то ни стало воплотить идеализированный образ Я: «Я считаю гордыню первичным и самым мощным фактором в разрушении межличностных отношений, что приводит к психологическим стрессам и переживаниям. … Гипотеза, которую мне хотелось бы предложить, состоит в том, что и депрессия, и суицид имеют в своей основе скрытую гордыню… Тем человеческим душам, которые жалеют самих себя и ссылаются на, якобы универсальное «экзистенциальное отчаянье», оправдывающие, как им кажется, суицид, я могла бы сказать, что подобное отчаянье или жалость к самому себе возникает лишь тогда, когда человек не может отказаться от желания рассматривать себя в качестве божества, – со всеми вытекающими следствиями, – и когда он отказывается принять свою ограниченную человеческую сущность».

Феноменологический анализ всех историй болезни, проделанный одним из основателей экзистенциальной психологии Л. Бинсвангером, фиксирует один и тот же феномен – наличие идеала, полностью противоположного образу собственного Я, и фиксация на главном, если не единственном желании  – соответствовать этому идеалу. Человек, не желающий принять данности своего существования, в том числе свое несовершенство, никуда не может двинуться, его основная деятельность  – это переживание собственного несовершенства. Поскольку эти переживания слишком тягостны, то возникает естественная защитная реакция бегства от себя в виде разнообразных попыток заигрывания с идеальным образом путем его «примерки» с помощью самых разнообразных способов: фантазии, поведения «как если бы я и есть этот идеал», вплоть до «удачного» самообмана, который, однако, не может продолжаться слишком долго.

Таким образом, ведущим мотивом такой личности является не просто достижение совершенства, а желание, избавившись от собственного Я, обрести вместо него другое Я. Проницательно вычленив это желание человека, обрекающее его на непродуктивное отчаяние, никто иной, как предтеча современного экзистенциализма Серен Кьеркегор, заложил философские основы учения о патологическом перфекционизме. Он называет такой модус существования человека эстетическим, в противовес этическому (духовному) и естественному (вообще лишенному рефлексии и самосознания). Духовную, нравственную слабость эстетического существования Кьеркегор видит в осознанном нежелании индивида принять себя таким, каков он есть в действительности. Его больше устраивают другие Я, обладающие, с его точки зрения, каким-либо преимуществом: красотой, умом, силой, удачливостью, талантом… Такой человек подменяет в воображении свое действительное Я другим, и некоторое время ему удается так существовать. «В ожидании «счастливого» случая и надеясь на перемены, – пишет Кьеркегор,  – он совершает, так сказать, лишь краткие визиты к своему Я, желая удостовериться, не начались ли уже долгожданные изменения…».

Продуктом такой патологической жизнедеятельности нередко становятся невротические симптомы. Поскольку вне соответствия своему идеалу жизнь кажется человеку абсолютно бессмысленной, то она и подменяется различными симптомами. Одна из знаменитых пациенток, описанных Людвигом Бинсвангером – Элен Вест – мечтает стать воздушной и стройной, будучи от природы ширококостной и склонной к полноте, при этом ее главный симптом – переедание, которое чередуется с попытками голодания.

… В детстве Э.Вест старалась во всем походить на мальчиков, ее любимым изречением в подростковом возрасте было: «Надо быть Цезарем, либо никем». Получение любой оценки, кроме отличной, вызывало у девочки бурную реакцию – Элен была способна рыдать часами. Позднее аналитик Элен интерпретирует ее главную мотивацию как желание обрести власть над всеми людьми, стать выше всех людей. Гипотеза авторов этой статьи заключается в том, что в основе болезни Э.Вест лежал патологический перфекционизм, который со временем вытеснил все остальные мотивы, опустошил ее жизнь, став важной причиной сильнейшей депрессии и, в конце концов, привел к самоубийству.

Обратное действие сверхценной установки на обретение совершенства выражается в полной невозможности конструктивно двигаться в этом направлении, более того, способствует регрессии и остановке в развитии…

Согласно Бинсвангеру, нежелание принять свои человеческие ограничения, связанные с экзистенциальной заброшенностью в мир и предзаданностью многих аспектов нашего существования, неизбежно порождает патологию. Трудности работы с такими пациентами прямо пропорциональны степени их захваченности идеей личного совершенства и непринятия данностей своего бытия. Как проницательно заметил в своем анализе этого случая К. Роджерс, в основе патологии Элен Вест лежит отказ от собственных чувств и стремлений, возникший под давлением отца.

История детских переживаний показывает, что поиск совершенства и мотив достижения носили в жизни Элен сверхценный характер. «Пусковой» для ее болезни могла стать любая ситуация серьезного неуспеха или затруднения, связанная с осознанием невозможности реализации идеала. Наконец, в ее жизни, видимо, были и другие ситуации выбора – следовать ли ей собственным чувствам и интересам или велениям идеализированного Я. Болезнь Элен Вест представляется нам трагической суммой подобных выборов, которая привела к переходу ее личности в иное качество. Нарциссические выборы все больше и больше опустошали ее жизнь, лишая ее содержательной наполненности, и, в конце концов, свели душевную жизнь к однообразным переживаниям по поводу еды и веса…

(продолжение здесь)

Комментарии

Есть 1 комментарий к “Нарциссизм, перфекционизм и депрессия (цитаты 1)”

Трэкбэки

Узнайте, что другие говорят про эту заметку...
  1. jo@saner.motors» rel=»nofollow»>.…

    ñýíêñ çà èíôó!!…




ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека счетчик посещений